В рамках проекта «Цифровой ликбез» состоялся открытый урок кибербезопасности

В рамках проекта «Цифровой ликбез» состоялся открытый урок кибербезопасности

В рамках проекта «Цифровой ликбез» состоялся открытый урок кибербезопасности в Алтайском краевом педагогическом лицее с участием директора «АИЦТиОКО им. О.Р. Львова» и руководителя центра «IT-Куб.Барнаул». Восьмиклассникам рассказали, какие виды мошенничества встречаются в интернете, как им противостоять и какие правила поведения в сети важно соблюдать. Урок был организован Ольгой Нагайцевой, заместителем директора по информатизации АКПЛ. Занятие проводилось с использованием анимационных обучающих материалов, подготовленных экспертами «Лаборатории Касперского».

? Директор АИЦТиОКО им. О.Р. Львова, эксперт по нейросетям и машинному обучению, кандидат технических наук, Михаил Рязанов рассказал учащимся роли искусственного интеллекта в дипфейк-технологиях. Лицеисты узнали, что технология deepfake позволяет создавать подделки изображений, видео- или аудиоданных с использованием генеративно-состязательных нейронных сетей. Впервые такая нейросеть была создана в 2014 году студентом Яном Гудфеллоу для разработчиков искусственного интеллекта, но технология быстро вышла за пределы узкого круга учёных. Михаил Анатольевич объяснил на простых и понятных примерах, как поступать в потенциально опасных ситуациях в сети, когда пользователи сталкиваются с онлайн-мошенничеством с применением технологии дипфейк.

✨ Лицеисты согласились с экспертом, что важно не выключать критическое мышление в любых ситуациях, особенно во время спонтанной цифровой коммуникации, ведь схемы злоумышленников, как и технологи развиваются. «Благодаря этому проекту школьники могут узнать о том, как безопасно вести себя в интернете и повысить уровень цифровой грамотности в доступном интерактивном формате. Формирование этих навыков у подрастающего поколения работает в интересах бережной киберсоциализации» — подчеркнул Михаил Анатольевич. Также в диалоге с лицеистами были рассмотрены примеры, как дипфейки используют в массовой культуре: от архитектуры до журналистики, в образовании и кинематографе.

☀️ Светлана Шефер, руководитель Центра IT-Куб.Барнаул в ходе урока представила ситуации, доказывающие, что мошенники становятся все изощреннее, и даже опытные пользователи могут попасть в ловушку. Она предложила ученикам для обдумывания несколько типичных ситуаций, связанных с технологией DeepFake, чтобы показать, как она работает, когда к ней обращаются мошенники. Злоумышленники могут выдавать себя за известных людей и использовать мошеннические схемы с целью выманить деньги или личные данные. Учащиеся привели примеры и случаи, когда в видео или аудиосообщении пользователь может узнать своего знакомого и передать ему свои личные данные или денежные средства. Именно использование глубинных нейронных сетей помогает обработать большое количество данных: голосовых сообщений, например, видеозаписей с человеком, которого мошенники пробуют имитировать.

? Восьмиклассники поделились рассуждениями, как бы они поступили в рискованных ситуациях и вывели правила:

  • Если вы сомневаетесь в подлинности видео или фото, обратите внимание на качество изображения, цвет кожи или глаз, движения.
  • Внимательно прислушайтесь к качеству звука и речи на видео.
  • Не отвечайте на щедрые предложения с фото или видео известных вам людей или знакомых.
  • Установите антивирусное решение, которое сможет распознавать подделки ?

? «Проект „Цифровой ликбез“ позволяет детям, по своему укорененным в цифровом мире, освоить основные принципы безопасного пользования интернетом и уверенно чувствовать себя в интернет-пространстве», — пояснила Ольга Нагайцева, заместитель директора по информатизации Алтайского краевого педагогического лицея.

? Фоторепортаж с «Цифрового ликбеза»: https://clck.ru/39P9za

Телеканал «ТОЛК»: «Барнаульским школьникам рассказали о новых схемах кибермошенничества»

https://tolknews.ru/telekanal/164809-kiberprestupnost-prodolzhaet-nabirat-oboroti-v-altayskom-krae